Все авиационные банкротства 2017 года

2017 год станет одним из самых успешных в истории многих авиакомпаний от России до США: Аэрофлот (SU), American Airlines (AA), Delta (DL), LATAM и All Nippon Airways (NH) отчитываются о росте трафика и операционной прибыли.

И этот же год — рекордный по числу банкротств и компаний, пришедших в состояние полной финансовой несостоятельности. Но поддерживаемых государственными средствами стран, для которых они остаются единственными перевозчиками. Как правило, из соображений национального престижа.

Январь: Montenegro Airlines

Montenegro Airlines (YM), единственная авиакомпания Черногории с флотом из пяти 100-местных региональных самолётов Fokker 100 и Embraer 195. Основанная в 1994 году правительством Югославии и принадлежавшая всю свою историю государству, компания никогда не раскрывала полной финансовой отчётности, не принимала шагов по принципиальному расширению парка и обслуживала два десятка европейских направлений из двух аэропортов страны — Подгорицы и Тивата.

В течение 2016 года под руководством бывшего партийного функционера правящей Демократической партии социалистов Далиборки Пейович (Daliborka Pejović) корпоративные финансы пришли в полное расстройство. В январе 2017 года было отменено большинство рейсов, из пяти самолётов в реальной эксплуатации оставались только два: Fokker 100 был закрыт в аэропорту Белграда (BEG) за долги по обслуживанию, Embraer 195 — в домашнем аэропорту Подгорица (TGD) в ожидании запчастей, на которые не было денег, ещё один Embraer отправился на экстренный ремонт из-за попадания молнии в фюзеляж. Сотрудники, длительное время не получавшие зарплату, саботировали должностные обязанности.

Правительство страны решило спасать положение: заменило весь менеджмент, закрыло долги из госбюджета и потребовало подготовить компанию к приватизации в расчёте на иностранного инвестора.

По состоянию на 4 октября продажа акций не состоялась, счёт компании заморожен Центральным банком страны ввиду растущей необслуживаемой задолженности.

Montenegro Airlines должна 17,8 миллиона евро Airports of Montenegro, управляющей аэропортами, 14 миллионов евро налогов и сборов, не уплачиваемых с 2012 года, 4,5 миллиона евро лизинговой компании Celestial Aviation Trading, 1,7 миллиона евро Embraer, 1,5 миллиона — аэропорту Белграда, 790 тысяч поставщику топлива Jugopetrol, 702 тысячи Европейской организации по безопасности воздушной навигации Eurocontrol и 415 тысяч — белградскому подразделению итальянского страхового конгломерата Assicurazioni Generali.

Парк Montenegro Airlines составлен из трёх относительно новых (средний возраст около 8,5 лет) Embraer 195LR

И двух очень старых (средний возраст почти 27 лет) Fokker 100

Далиборка Пейович (Daliborka Pejovic), результатом работы которой стал коллапс авиакомпании в январе 2017 года

Май: Alitalia

Alitalia (AZ), национальная авиакомпания Италии, объявила о том, что 2 мая переходит под чрезвычайную администрацию, эквивалентную состоянию банкротства. Этот шаг остался единственным логичным после того как профсоюзы отвергли план реорганизации перевозчика, предусматривавший значительные увольнения и сокращение зарплаты оставшимся работникам.

Решение о банкротстве было принято акционерами — государственным перевозчиком эмирата Абу-Даби Etihad Airways (владела 46,94%-ной долей; управляющий акционер) и консорциумом итальянских компаний Compagnia Aerea Italiana в составе из итальянских банков Intesa SanPaolo (20,59%), Poste Italiane (19,48%) и UniCredit (12,99%).

В течение всей 70-летней истории бренда Alitalia все, кто работал с ним, получали годовую прибыль всего несколько раз.

Весной этого года Alitalia — Società Aerea Italiana теряла примерно по полмиллиона евро ежедневно и исчерпала все свои денежные средства. 5 мая Совет министров страны одобрил выделение ей кредита на сумму 600 миллионов евро, призванного поддерживать операции компании до ноября. А в конце августа министр транспорта Италии Грациано Дельрио (Graziano Delrio) заявил о вероятности выделения дополнительных государственных субсидий: функциональность перевозчика будет поддерживаться до тех пор, пока не найдётся покупатель на все активы единым пакетом.

Пока же известно о трёх крупных заинтересованных профильных сторонах — Lufthansa (LH), Ryanair (FR) и easyJet (U2), — и все они интересуются только авиационным бизнесом. Без сервисных подразделений.

Наиболее привлекательная часть флота Alitalia — узкофюзеляжные Airbus A320-216 (средний возраст около 11 лет)

И широкофюзеляжные Airbus A330-202 средним возрастом около 8,5 лет.
К которым прилагаются выгодные слоты в некоторых крупных европейских и североамериканских аэропортах

Август: Air Berlin

Очередное банкротство оказалось тоже связанным с трудностями Etihad Airways (EY). Некогда не считавшая денег авиакомпания «Большой тройки Персидского залива» (к ней причисляют также Emirates и Qatar Airways) после падения цен на нефть лишилась безграничной поддержки государства, и обнаружила, что скупаемые ею европейские активы управляются неэффективно, и их систематические убытки тянут на дно саму головную компанию.

15 августа пришёл черёд Air Berlin (AB), второй по величине авиакомпании Германии, в которой Etihad принадлежали 29,2% акций, но где — так же, как в Alitalia — она была управляющим акционером.

Правительство Германии выдало Air Berlin кредит в размере 150 миллионов евро для обеспечения полётов в течение примерно трёх месяцев и приступило к поиску покупателей. Но, в отличие от итальянцев, бренд немецкому государству не жалко, и оно готово распродать бизнес по частям. Причём всё тем же организациям: Lufthansa Group получит большинство самолётов и дальнемагистральный бизнес, easyJet рассчитывает на значительную долю слотов и имущества в аэропортах, Ryanair соберёт остатки.

Закрывающаяся авиакомпания была основана в 1978 году в Западном Берлине под именем Air Berlin USA и была дочерним предприятием семейной сельскохозяйственной фирмы из штата Орегон. До объединения Германии занималась чартерными перевозками на средиземноморские курорты на единственном самолёте.

Зато после падения стены последовала продажа перевозчика немецкому авиационному менеджеру Йоахиму Хунольду (Joachim Hunold), который приступил к строительству эффективного и инновационного бизнеса. Сначала нарастив флот при традиционной модели сотрудничества с туроператорами, в середине 90-х он приступил к регулярным перевозкам и сделал ставку на необычную для той эпохи схему дистрибуции: напрямую через кассы авиакомпании, а не через агентства. К 2002 году до 35% пассажиров приобретали билеты Air Berlin без посредников.

В августе 2006 года компания поглотила немецкого низкобюджетного перевозчика dba, в марте 2007 года — чартерного LTU, впервые получив при этом широкофюзеляжные Airbus A330, дальнемагистральные маршруты и второе место в стране по числе перевозимых пассажиров. В августе 2007 года Air Berlin купила 49% акций швейцарской чартерной Belair, а в июле 2010 года увеличила до такого же размера свою долю в австрийской низкобюджетной Niki.

В 2011 году Йоахим Хунольд ушёл с поста генерального директора, так как не смог добиться прибыльности компании после длительного экстенсивного роста. Однако его многочисленным преемникам — после этого момента было трое — не удалось не только улучшить положение, но даже сохранить показатели на уровне начала десятилетия. Только в первом квартале 2017 года убытки Air Berlin составили 293,31 миллиона евро, увеличившись на 50% к предыдущему аналогичному периоду.

Большую часть Airbus A320-214, основы флота авиакомпании Air Berlin, получит Lufthansa Group: они пополнят парк её низкобюджетного подразделения Eurowings

Airbus A330-223 востребованы меньше — и почти все будут возвращены лизинговым компаниям, AerCap и FLY Leasing. Они входят в число проигравших сторон в этом банкротстве: им придётся искать новых пользователей для далеко не новых самолётов

Томас Винкельман (Thomas Winkelmann), генеральный директор Air Berlin с 1 февраля 2017 года. Его план по реструктуризации бизнеса компании провалился, результатом чего стал коллапс второго по величине перевозчика Германии.
До прихода в Air Berlin он руководил лоукостером Lufthansa Group — именно той компанией, которая сейчас получает самолёты и персонал банкрота

Сентябрь: VIM Airlines

25 сентября Росавиация сообщила о заморозке финансирования авиакомпании VIM Airlines (ВИМ-Авиа, NN), уже на следующий день появились сообщения о возможной остановке её деятельности. Перевозчик допускал критические сбои в расписании, задолженность перед аэропортом Домодедово (DME) превысила 500 миллионов рублей — и он прекратил обслуживание самолётов контрагента. Регулярные рейсы переведены во Внуково (VKO), а чартерная программа заморожена.

Правительство отказало VIM Airlines в господдержке, вместо этого было предусмотрено возмещение потерь конкурирующих авиакомпаний, взявших на себя текущие обязательства перевозчика перед пассажирами: 200 миллионов рублей из государственного бюджета для обеспечения внутренних перевозок и финансирование из внебюджетных фондов для возврата пассажиров по международной чартерной программе. Национальная авиакомпания Аэрофлот получила возможность использования собственных средств для финансирования операций ВИМ-Авиа (оплаты проживания экипажей, топлива для самолётов и обслуживания их в аэропортах и пр.) на сумму до 1,8 миллиардов рублей с последующей компенсацией при внутриотраслевых взаиморасчётах.

VIM Airlines была 10-й авиакомпанией России по числу перевезённых пассажиров: по итогам первого полугодия 2017 года её услугами воспользовались 1 039 827 человек, что больше показателя прошлого аналогичного периода на 38%. Занятость кресел при этом составила всего 70% при среднем по стране показателе в 80,7%. Кроме избытка провозной мощности проблемой была крайняя неоднородность флота, полностью формируемого из арендованных самолётов. В парке всего из 21 авиалайнеров насчитывалось 6 различных модельных семейств, что раздувало не только лизинговые платежи, но и расходы на персонал и техническое обслуживание.

К покупке бизнеса целиком и сохранению бренда профильные компании или бизнесмены пока интереса не проявляют.

Бессистемное наращивание флота и низкая загрузка рейсов стали основой проблем авиакомпании VIM Airlines

Рашид Мурсекаев, владелец ВИМ-Авиа (VIM Airlines); по данным РБК, Следственный комитет выписал ему повестку на допрос, однако он уже покинул Россию

Октябрь: Monarch Airlines

Почти синхронно с российским перевозчиком о банкротстве заявила британская авиакомпания Monarch Airlines (ZB), специализировавшаяся на курортных направлениях. Несмотря на то, что формально чартерная программа занимала около 15% объёма её бизнеса, фактически регулярные рейсы заполнялись пакетными туристами от собственного туроператора и нескольких независимых партнёров.

Проблемы Monarch начались несколько лет назад, когда поток туристов на традиционные для неё рынки Египта и Турции начал мелеть из-за террористических атак и политической нестабильности. Перестроить сетку маршрутов не удалось, и падение трафика наблюдалось с 2015 года. 25 сентября 2016 года британский сегмент Интернета наполнился слухами о банкротстве авиакомпании, которые она, конечно, отвергала. Дата была связана с возобновлением лицензии ATOL (Air Travel Organisers’ Licensing; возможности гарантировать клиентам с зарубежными турами, включающими перелёт и проживание, возврат в Британию в случае финансового коллапса перевозчика) — для Monarch это начало октября каждого года. Тогда компания получила 165 миллионов фунтов стерлингов от головной организации своего холдинга, Greybull Capital.

Аналогичная ситуация этого года закончилась отказом в финансировании и банкротством перевозчика.

И так же, как и в России, текущие обязательства выполняют конкуренты с последующей компенсацией из государственного бюджета. На курортах 11 стран оставались 110 тысяч человек с билетами на самолёты Monarch с вылетом из 33 аэропортов.