Air France сокращает свои Airbus A380

Air France (AF) собирается сократить число используемых Airbus A380 — возможно, по данным Les Echos, даже вдвое.

Постоянный покупатель нацпроектов

Изначально национальный перевозчик Франции традиционно договорился с национальным производителем (Airbus) купить очередную создаваемую авиационную национальную гордость в количестве 12 штук. Примерно так же, как авиакомпания была вынуждена купить Aérospatiale/BAC Concorde. Позже от двух самых больших в мире самолётов удалось отказаться, конвертировав их в заказе на A350-900.

Десять же были поставлены в период с октября 2009 по июнь 2014 годов и с тех пор использовались на восьми дальних маршрутах с высоким спросом и монопольным положением авиакомпании. Соединяя Париж с:

  • базами партнёров по альянсу SkyTeam (Шанхай, Нью-Йорк, с 31 марта 2019 года откроются полёты в Атланту),
  • мегаполисами, лишёнными собственных мощных перевозчиков (Абиджан, Йоханнесбург),
  • ключевыми аэропортами Западного побережья США, где местные авиакомпании не могут удовлетворить весь спрос на европейское направление (Лос-Анджелес, Сан-Франциско).

Air France контролируется государством, поэтому когда ему требуется, авиакомпания тратит деньги на поддержку национальных (европейских с ключевой ролью Франции) проектов. Именно так в 1970-х в её парке оказались Aérospatiale/BAC Concorde

И точно так же в 2000-х компания получила самолёты Airbus A380, не очень хорошо вписывающиеся в её стратегию

Недовольные клиенты

На борту предлагается четыре уровня обслуживания: 9 мест первого, 80 бизнес, 38 премиум эконом и 389 базового эконом классов (всего до 516 пассажиров).

Но странный момент: начав программу замены салонов бизнес класса, авиакомпания поставила A380 в расписании на модернизацию последними среди всех широкофюзеляжных модельных линеек. Если на борту Boeing 777, Dreamliner’ов и Airbus A330 клиентам уже давно предлагаются раскладывающиеся в горизонтальные кушетки кресла с «прямым доступом», то в Superjumbo сидящий у окна пассажир по-прежнему должен просить соседа выпустить его в проход. Само же старое сиденье, с откидывающейся не полностью спинки которого спящий человек скатывается вперёд, прозвали «тобогган».

В результате, самолётами недовольны и эксплуатант, и его клиенты.

Состоятельные путешественники или бронируют билеты на другие самолёты компании, предпочитают партнёров по SkyTeam или даже вовсе уходят к конкурентам.

Салон бизнес класса Affaires с креслами-«тобогганами» в самолёте Airbus A380-861 авиакомпании Air France: так в 2010-е годы премиальный сервис уже выглядеть не должен

При этом салоны Boeing 787-9 (на фото; а также Boeing 777-200ER/-300ER и Airbus A330-200) обладают вполне современным дизайном

Недовольный менеджмент

При неполной загрузке — особенно с учётом явного акцента на места с дополнительной стоимостью — самолёты не могут показывать хороших финансовых результатов. Кроме этого, представители Air France жалуются на обилие инцидентов технического характера: летом 2017 года в «высокий сезон» по этой причине было отменено 20 рейсов на A380, наступившей следом осенью и вовсе случилось разрушение двигателя в полёте по дороге в Лос-Анджелес.

30 сентября 2017 года рейс AF066 совершил аварийную посадку на аэродроме Гуз-Бэй (Goose Bay, YYR) на побережье полуострова Лабрадор. Компания тратилась на два дополнительных самолёта, чтобы вывезти оттуда пассажиров, потом — на доставку двигателя на замену, который привозили специально арендованным Ан-124М. Сам же пострадавший самолёт оставался в Канаде до декабря: деньги на своё содержание поглощал, а новые не зарабатывал.

Airbus A380-861 авиакомпании Air France с повреждённым двигателем GP7270 на канадской военной базе Гуз-Бэй (YYR)

Итоговый компромисс

От нового директора группы Air France-KLM и по совместительству главы французской авиакомпании Бена Смита (Benjamin ‘Ben’ Smith) ожидали жёсткого решения по Superjumbo. Однако оно оказалось мягким и компромиссным:

  • два самолёта вернутся арендодателям в 2019 году, когда истекают лизинговые контракты — их, то есть, не продлят;
  • ещё три, наиболее вероятно, по очереди покинут флот в 2020-м;
  • оставшиеся пять — их собственником является сама Air France — будут отправлены на обновление салонов; работы по каждому из этих авиалайнеров оцениваются в 45 миллионов евро, или 225 — на всю пятёрку.

Считается, что лучшим решением при отсутствии арендных платежей практически всегда будет продолжать использование Airbus A380. Потому что вторичный рынок модели узок, спрос на нём минимален и цены низки. Скорее всего, собственник потеряет деньги на перепродаже.